Поиск

Подготовка ребенка к школе

Психофизическая зрелость

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ре­бенка качественно нового уровня развития организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степе­ни зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наи­более важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирова­ние, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12-14 го­дам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влия­ние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособ­ны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо рас­пределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирую­щая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характер­на в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совер­шения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необхо­димо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с тру­дом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произ­вольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставлен­ными целями и намерениями.

Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само но себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь не­обходимо нзбегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, приле­жания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предвари­тельно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привыч­ки».

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плаве пси­хофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятель­ность и быстрее осваивают требования массовой школы.

Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот пе­риод школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обу­чения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспеч­ность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требова­ний, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, системати­чески и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и прави­лам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.

В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразу­ется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и пережи­вает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ре­бенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).

Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Имен­но она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять но­вые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизну мешает ему пережить значимость этого события.

В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принад­лежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помо­гают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению са­мооценки ребенка, его уверенности в-себе.

Новые правила

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребен­ка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно ус­пешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Вес дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, сущест­вует у всех первоклассников. Только у одних он длится одни месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных осо­бенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

Практические рекомендации психолога родителям для успешной адаптации ребенка к школьной жизни

  1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время-ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше если они будут подвижными.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку разобраться самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка. («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберем вместе!», «Я тебе помогу!», похвала — даже если не очень получается) — необходимы.
  11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы,телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много очень полезного.
  14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатель трудности
  16. Учтите, что даже «совсем большие» дети очень любят сказки перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п.

Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным.

Данный материал мы включаем в родительские собрания и консультации для родителей будущих первоклассников.

Педагог-психолог Центра развития ребенка - детский сад №4 Тула Косая Гора Кондрашова Лилия Васильевна